Дочери Евгениии будущимпоколениямПОСВЯЩАЕТСЯ

ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ БЫЛЬ  

продолжение 2

 Вишней цветет беда,

 Аистом, что в гнезде.

 Болью гудят колокола

 И воронье везде…

            В августе я еще раз побывал в закрытой зоне Чернобыльской катастрофы. В мае у нас еще не было пропускной системы, но пропуска уже тогда начали готовить: нас сфотографировали и позже оформили документально. В то время у меня был самый «козырный» пропуск – «ВСЮДУ».

 Документальная фотокопия 17: Пропуск «ВСЮДУ»

            Понятно, что время было суровое, напряженное и нам, с такими пропусками, приходилось бывать во многих «непредвиденных» местах. Кстати, именно этот пропуск помог мне очутиться в Большом театре в Москве на спектакле Петра Чайковского «Лебединое озеро». Летом 1986 года я ездил в министерство энергетики СССР по «чернобыльским» делам и вечером захотел посмотреть балет в Большом театре. Но, как всегда, билетов не оказалось – это был отработанный прием в советское время. Тогда в Москве проходил какой-то мировой форум, и спектакль показывали в «закрытом режиме» только для его участников. Однако, узнав, что я всего один вечер в Москве и снова уезжаю в зону ЧАЭС, увидев мой пропуск и даже не взяв его в руки (радиация заразна!), мне продали билет. Так я побывал в Большом театре СССР и еще раз посмотрел свой любимый балет.

             Но пора вернуться в август 1986 года. Так вот, как раз пришло время еще раз посмотреть на все это, т.е. Чернобыльскую катастрофу, главе советского правительства – Председателю Совета министров СССР Николаю Ивановичу Рыжкову. (Впервые он с Е.К. Лигачевым были в Чернобыле 2 мая 1986 года и провели совещание). В Киев вся эта делегация прилетела самолетом, а дальнейший путь можно было преодолеть тремя способами, как в сказке, на выбор. Были готовы автомобили, чтобы проехать по шоссе, были готовы вертолеты, чтобы пролететь над Днепром, были готовы катера «Метеор» на подводных крыльях, чтобы проплыть-пролететь по Днепру, водной гладью. К счастью, железную дорогу не прокладывали. 

Карта «Припять – Киев»

            Прилетели вертолетами, а катера и авто подали для обратной дороги. Мне же нужно было согласовать графики строительства временного поселка Зеленый Мыс, и добирался я на общую встречу в кабине бетоновоза, который вез бетон для строительства из города Вышгорода – спутника нашей столицы. Иного транспорта, кроме специального, в закрытую зону не было.

            А в зоне продолжали работать военные:

 

Документальная фотокопия 18: цитата из служебной записки Председателю Комитета государственной безопасности Союза Советских социалистических республик генералу армии Чебрикову В.М. от Председателя Комитета Государственной безопасности Украинской Советской социалистической республики генерал-лейтенанта Мухи С.Н. об использовании военнослужащих в ликвидации аварии 4-го энергоблока ЧАЭС (август 1986 года)

            Я не совсем хорошо помню это августовское посещение чернобыльских объектов. Организм «сдал» буквально через несколько часов моего присутствия в зоне. Помню урывками: прилет членов правительства, телевидение с видеокамерами, совещания, передвижения и мое странное возвращение в Киев на попутном технологическом транспорте почти «автостопом».

            Летом 1986 года «ликвидаторы» жили в приспособленных условиях. Нормального,  пусть и временного, жилья еще не было. Строительство временного поселка началось в Зеленом Мысе. Данный поселок - первый из временных, возведенных для «ликвидаторов» после аварии. Состоял он в основном из жилых одно- и двухэтажных корпусов, столовой и зданий коммунального назначения. Все сооружения монтировали довольно быстро – для этого применили конструкции БМЗ (быстромонтируемых зданий). Один монтажный блок – это комната, другой – комната и часть коридора. Собирали, как кубики из детского конструктора. Использовались также каркасные здания и речные дизель-электроходы. Специалисты "Укргипроречтранса" в субподряде с институтом "КиевНИИградостроительства" разработали проект плавучего вахтового поселка для «ликвидаторов» и строителей жилья для них. При оборудовании стоянки больших пассажирских теплоходов в районе Зеленого Мыса работало столько техники, что порой не сразу можно было понять, где от какого судна якорь. Предстояло по сути "насухо" выкопать как акваторию, так и причальные пирсы для 13 речных пассажирских дизель-электроходов, а также подходные каналы у пристани "Страхолесье", подвести к судам необходимые коммуникационные сети.

            По неполным данным, более миллиона кубометров грунта выбросили земснаряды, углубляя русло и строя причалы. То время было пиком борьбы с разрушенным реактором, и «ликвидаторам» потребовалось в Зеленом Мысе жилье надежное и более-менее удобное. Таким жильем стали теплоходы, бросившие якоря у новых причалов. Этот поселок назвали "Белый пароход". Я жил в одном из кораблей-гостиниц в октябре 1986 года. Добирался на этот раз судном на подводных крыльях по маршруту «Киев - Зеленый Мыс». Подходил «с воды». За кормой поднимались пенистые буруны, и судно стремительно уходило вверх по течению, оставляя справа и слева по берегам Днепра белокаменные громады жилых массивов Оболони и Троещины. Вот и плотина Киевской гидроэлектростанции. Подъем в шлюзе занял немногим более десяти минут, и теплоход вырвался на просторы Киевского водохранилища. Рукотворное Киевское море занимает площадь, превышающую 920 квадратных километров, в нем 3,7 кубических километра воды.

            До октября 1986 года, посещая чернобыльскую зону, я не брал с собой фотоаппарат. По разным причинам, вернее – по нескольким, в том числе и чтобы его не пришлось захоронить в зоне. А вот теперь фотоаппарат был при мне, чтобы запечатлеть многое из происходящего вокруг, включая и жизнь в пароходном поселке.

 

***Фото автора 1. Поселок Белый пароход***

            Его составляли средние грузопассажирские суда, предназначенные для работы на скоростных пассажирских линиях. Проектом суден предусмотрены одно-, двух-, четырех-, шести- и восьмиместные каюты, в том числе имеющие умывальники. На каждом пароходе - два ресторана, два салона, два общих пассажирских помещения. Всего за период 1952 - 1958 годов было построено для Советского Союза 36 единиц в трех сериях: строительные номера 1 - 9; 10 - 25; 26 - 36. Судам присваивались названия в честь 15 республик СССР, выдающихся композиторов и литераторов. Пароходы эксплуатировались на реках бывшего Союза: Волге, Каме, Дону, Енисее, Оби, Иртыше, Днепре, на разнообразных пассажирских и туристических маршрутах в Волжском бассейне (Пермь, Самара, Казань, Волгоград). Также они трудились на сибирских реках: от Омска до Салехарда и Новосибирска, от Красноярска до Дудинки. Изначально многие суда приходили на Волгу, затем по мере замены их более современными, передавались в другие пароходства.

Общие данные

 

Тип судна

грузопассажирский дизель-электроход

Класс Речного Регистра

О

Район плавания

бассейны разряда О;
ограничение по силе ветра не свыше 7 баллов

Место постройки

Комарно, Чехословакия

Судостроительное предприятие

Narodny Podnik Skoda
(Slovenske Lodenice Komarno)

Год постройки и название головного судна

1952, РОССИЯ

Годы строительства серии

1952 – 1958

 

Размеры

Длина расчетная / габаритная, м

76,0 / 80,2

Ширина расчетная / габаритная, м

9,6 / 12,5
серия III: 9,6 / 14,0

Высота от основной линии, м

11,4

Надстройка

Двухярусная

 

Пассажировместимость и грузоподъемность

Пассажировместимость, чел.

всего

259

в каютах I категории

21

в каютах II категории

42

в каютах III категории

92

в помещениях IV категории

104

Число мест, чел.

в ресторанах

72

в салонах

53

Грузоподъемность полная, т

40

Мест для экипажа, чел.

47

 

Водоизмещение и осадка

Водоизмещение с грузом, пассажирами и полными запасами, т

1 003

Осадка средняя, м

1,9

Доковый вес, т

779
серия III: 814

 

Главные двигатели

Дизели

Skoda 6L275 или 6L275R
четырехтактные бескомпрессорные

Количество и мощность, кВт (л.с.)

2 х 294 (400)

Количество и мощность гребных электродвигателей, кВт

2 х 250

Скорость (на глубокой воде), км/ч

20,5

             Теплоходы готовили к предстоящим зимним холодам, пришлось облицевать их специальными щитами - утеплителями. Из-за этого теплоходы изменили цвет, приобретя необычный темный оттенок – из белых они превратились в темно-коричневые.

 

  

***Фото автора 2. Плавучая гостиница («Радянський Союз»)***

            При монтаже поселка Зеленый Мыс мы жили в каюте на нижней палубе. Я располагался на верхней полке, и мне оттуда через открытый иллюминатор хорошо была вида речная жизнь – смотришь и ощущаешь себя каким-то речным существом среди множества рыб.

   

***Фото автора 3. Рыбы***

            С верхней палубы кораблей открывалась панорама строительства поселка Зеленый Мыс:

 

***Фото автора 4. Панорама строительства поселка Зеленый Мыс***

 

***Фото автора 5. Монтаж плиты перекрытия***

 

***Фото автора 6. Монтаж второго этажа***

 

***Фото автора 7. Монтаж каркаса***

            Наш рабочий день мы никогда не нормировали - работали с утра и до темноты. Возвращались в каюты поздно, но поужинать успевали (поесть на теплоходах можно было практически круглосуточно). На фоне ночных сумерек корабли выглядели очень экзотично.


***Фото автора 8. Ночной теплоход***

            На этот раз мы работали в поселке Зеленый Мыс и в Чернобыле. Ближе к станции не подъезжали, разместились на теплоходах. И оценили преимущества достаточно комфортного проживания в каютах, с возможностью поесть в столовой теплохода и пользоваться туалетами и душевыми. Это жильё можно было быстро обустроить для столь необычных временных нужд. А после планировалась дальнейшая работа теплоходов в привычном режиме.

            …К вечеру мы вернулись, чтобы поужинать и отдохнуть. Если в самую первую нашу вахту на ликвидации радиацию практически никто не измерял, то теперь оборудовали посты дозиметрического контроля. При входе на корабль стоял человек и водил по входящему «утюгом». На пульте прибора находились две лампочки: зеленая и красная. Горит зеленая – проходи, зажигается красная – раздевайся. Мы почти все оказались «зелеными». Интересно, на какую дозу тогда был настроен прибор? А вот один из наших сотрудников, который в этот день посещал территорию четвертого блока, «покраснел» и начал раздеваться. Мы его ждали в каюте довольно долго, хотелось кушать. Анатолий Доминикович Свидерский зашел к нам лишь в некоторых частях исподнего белья. Ватная куртка «фонила», костюм тоже, и так далее. Но в то время это была «штатная» ситуация. Такое случалось каждый день. Поэтому было налажено снабжение спецкостюмами и верхней одеждой, а «грязная» уходила на захоронение.

            Мне за эту октябрьскую неделю тоже трижды пришлось сменить костюмчик. Но были случаи и с худшим исходом:

  

Документальная фотокопия 19: Рапорт ответственного дежурного Комитета государственной безопасности Украинской Советской социалистической республики майора Тадли Председателю Комитета Государственной безопасности УССР генерал-лейтенанту Мухе С.Н. о крушении вертолета Ми-8 в зоне ликвидации аварии 4-го энергоблока ЧАЭС 2 октября 1986 года

 Фото 1. Дезактивация сооружений ЧАЭС с помощью вертолетов

            В зоне по-прежнему работала военная техника – бронетранспортеры, бульдозеры, инженерные машины разграждения (ИМР) с навесным руками-манипуляторами и бульдозерными ножами.

 Фото2. Военная техника в зоне

            С помощью новейшей зарубежной строительной техники и кранов велось строительство саркофага…

 Фото 3. Продолжается возведение саркофага над реактором 4-го энергоблока

 

 Фото 4. Продолжается возведение саркофага над реактором 4-го энергоблока

 

 

Фото 5. Продолжается возведение саркофага над реактором 4-го энергоблока

 

 Фото 6. Бетонирование стен саркофага над реактором 4-го энергоблока

 

 Фото 7. Ночные работы по возведению саркофага над реактором 4-го энергоблока

            Однажды вечером, прогуливаясь перед сном вдоль первого речного поселка, я сел на краешек опустевшей и остывшей сцены. Ее смонтировали для импровизированного «чернобыльского» концерта советских артистов осенью 1986 года. На небе зажигались первые звезды…

«В небе полночном,

В небе весеннем

Падали две звезды.

Падали звезды

С мягким свеченьем

В утренние сады…»

Алла Пугачева и Игорь Николаев здесь пели о звёздах.

Первая из них упала 26 апреля в утренние сады Припяти, а вторая? Вторая, может быть, моя?..

            В конце октября 1986 года в поселке Зеленый Мыс я получил первое благодарственное письмо от совета профессионального союза.

 

 Документальная фотокопия 20: Первое Благодарственное письмо, 15.10.1986 года

            За годы, прошедшие с момента аварии, описано много причин и предполагаемых версий тех событий. До нас доходили сведения из разных источников. Теперь можно смоделировать следующее:

            25 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС готовились к остановке 4-го энергоблока на планово-предупредительный ремонт.

            Во время остановки блока по утвержденной программе предполагалось провести испытания (с отключенными защитами реактора) в режиме полного обесточивания оборудования АЭС с использованием при этом механической энергии выбега ротора генератора (вращение по инерции) для выработки электроэнергии.

            Кстати, проведение подобного опыта предлагалось многим атомным электростанциям, но из-за высокого риска на этот эксперимент не пошли ни на одной из них. Руководство Чернобыльской АЭС согласилось. По воспоминаниям одного из инженеров-наладчиков реактора, эта программа на ЧАЭС уже выполнялась трижды: в 1982, 1984 и 1985 годах. В апреле 1986 года испытаниями блока руководил заместитель главного инженера ЧАЭС А. Дятлов

Документальная фотокопия 21: цитата 4 из документальной повести Игоря Тогобицкого, опубликованной газетой «Киевский Вестник» за 23 апреля 1993 года

 

 Фото 8. Макет Чернобыльской АЭС до аварии (сделан руками нашего сотрудника Валерия Гитермана)

            К моменту остановки блока на планово-предупредительный ремонт активная зона атомного реактора содержала 1659 топливных сборок (около двухсот тонн двуокиси урана), один дополнительный поглотитель, загруженный в технологический канал, и один незагруженный технологический канал. Основная часть тепловыделяющих сборок (75 процентов) представляла собой кассеты первой загрузки с глубиной выгорания, близкой к максимальным значениям, что свидетельствует о громадном количестве долгоживущих радионуклидов в активной зоне...

            В 14 часов согласно программе эксперимента от контура многократной принудительной циркуляции, охлаждающего активную зону, была отключена система аварийного охлаждения реактора (САОР). Нужно подчеркнуть, что сделано это было сознательно, чтобы исключить возможный тепловой удар при поступлении холодной воды из емкостей САОР в горячий реактор. Но ведь в случае максимальной проектной аварии в активную зону все равно пойдет холодная вода! Здесь из двух зол нужно было выбирать меньшее: лучше подать холодную воду в горячий реактор, нежели оставить раскаленную активную зону без воды. Ведь вода из системы аварийного охлаждения поступает как раз тогда, когда ей надо поступить, и тепловой удар тут несоизмерим со взрывом.

            По требованию диспетчера Киевэнерго в это время вывод блока из работы был задержан - начало эксперимента откладывалось. В период возникшей отсрочки эксплуатация четвертого энергоблока продолжалась с отключенной системой аварийного охлаждения реактора.

            Отсрочка, которую дал диспетчер Киевэнерго, сдвинув испытания с 14 часов 25 апреля на 1 час 23 минуты 26 апреля, оказалась на самом деле лишь прямым путем к взрыву...

            Время 1:23:44. В доли секунды тепловая мощность реактора возросла в 100 раз и продолжала нарастать. ТВЭЛы раскалились, разбухающие частицы топлива разорвали их оболочки. Давление в активной зоне многократно поднялось и, преодолевая давление насосов, вытеснило воду обратно в подающие трубопроводы. Далее давление пара разрушило часть каналов и паропроводы над ними.

            Это был момент первого взрыва. Реактор перестал существовать как управляемая система.

            После разрушения каналов и паропроводов давление в реакторе начало уменьшаться, и вода вновь пошла в активную зону реактора. Далее - химические реакции воды с ядерным топливом, разогретым графитом, цирконием. В ходе этих реакций началось бурное образование водорода и окиси углерода. Давление газов в реакторе стремительно нарастало. Крышка реактора приподнялась, обрывая все трубопроводы.

            Время 1:23:46. Газы, находившиеся в реакторе, соединились с кислородом воздуха, образовав гремучий газ, который из-за наличия высокой температуры мгновенно взорвался.

            Это был второй взрыв в активной зоне реактора.

            1700 кубиков с проектным названием «сборка одиннадцать» весом 350 кг каждый составляли «пятачок» плиты биологической защиты. Вся эта огромная, весом почти 600 тонн, плита - крышка реактора - подлетела вверх. Она повернулась на 90 градусов и вновь упала как бы набекрень, не закупоривая наглухо реактор. Взрывом выбросило перегрузочную машину вместе с мостовым краном (весом около 250 – 300 тонн). Разрушились стены и перекрытие реакторного зала, здание энергоблока частично обрушилось. И реактор извергнул большой клубящийся черно-огненный шар, который взвился над ним, вырвавшись на свободу в небеса. Из реактора вылетела часть находящегося там графита, обломки раскаленных ТВЭЛов. Эти обломки упали на крышу машинного зала и другие места, образовав около 30 очагов пожара. Из распахнутого реактора исходило излучение около 30000 рентген в час и мощное нейтронное излучение.

            Цепная реакция деления прекратилась, начал плавиться уран.

            Существуют различные мнения о точной последовательности процессов, происходивших в реакторе. Так или иначе, произошли взрывы с интервалом в несколько секунд, реактор был разрушен. А заодно - полностью разрушен верх центрального зала 4-го энергоблока, стены и крыша.

(продолжение в следующей части)

© AVAndrzheyevskyy

Бесплатный хостинг uCoz